Приятного прочтения.

СЛОВО АЛЬБЕРТА РИСА ВИЛЬЯМСА

—            Как же, помню, помню,— говорит Николай Михай­лович, когда я спрашиваю о Вильямсе.— Два раза приез­жал в Палех и оба раза у меня был. Красивый был муж­чина, статный...

Второй раз Вильяме посетил Палех через три года, в 1930-м. «Прежде они копировали старинные иконы, а те­перь живописцы рисуют уже не святых угодников, а кре­стьян, рабочих и героев революции — восхитительные ми­ниатюры на папье-маше,—пишет Вильяме об этой новой встрече с палешанами.— Византийские по форме, итальян­ские по колориту и русские по духу...»

Вильямсу запомнились картины уборки колхозного урожая.

«Мастера отложили свои кисти и взяли в руки косы. Изогнутые стальные лезвия сверкали над их головами. Мастера были похожи на фалангу древних воинов, отправ­ляющихся в бой. Во главе их выступал, как вождь и командир, старик Баканов. Ивану Михайловичу 65 лет. Мускулистый, с острым взглядом, прекрасный художник, накладывающий краски так искусно, что они блестят и переливаются, как перламутр...

Двадцать косцов строго ритмично, точно машины, пе­ресекали поле наискосок. Шаг косцов все ускорялся, му­скулы напрягались, пот струился по лицам. Капли пота выступали даже на руках Баканова, не привыкшего к та­кого рода движениям.

Но в нем жил дух тех красных воинов с длинными пи­ками, которых он любит изображать, и он упрямо, с мрач­ным спокойствием шел вперед. И вслед за ним двигались все двадцать мастеров» '.

Новое в деревне эпохи коллективизации. Новое в сю­жетах произведений палехских мастеров живописи.

                  При втором посещении Палеха американцем Аль­бертом Рисом Вильямсом я писал картину «От единолич­ного к коллективному хозяйству»,— вспоминал Иван Ми­хайлович Баканов.— Вильяме часто подходил ко мне, смотрел. Когда я кончил, он сказал мне:

                  Настоящий пропагандист.

                И допросил точно такую, же вещь написать ему.

 

—            Я увезу в Америку.

Вильяме жил у нас две недели и даже ходил с нами на воскресник косить. Когда возвращались домой, он торже­ственно нес косу и пел с нами песий...

Все это на памяти и у Зиновьева.

—            Работаю с удовольствием,—говорил он.—Я какое-то наслаждение чувствую в работе. А если не работаю,хожу, тоскую'. .

Радость вдохновения несут людям произведения этого мастера, ставшие уже академическими. Такова, например, «История Земли» в иллюстрациях, ставшая неизменной темой всей его большой творческой жизни. Академической можно назвать и его своеобразную педагогическую ноэму «Искусство Палеха».

В мастерской художника две памятные грамоты, на ко­торых начертано его имя. Диплом «Гран-при». Награда Международной выставки 1937 года в Париже Николаю Михайловичу Зиновьеву за его произведения по мотивам книги Анри Барбюса «Огонь» и эпопею о героической за­щите Петрограда от Юденича.

О нем же и указ... Петра I. Понятно, символический. Оригинальная форма юбилейного адреса, преподнесенного в свое время народному художнику. Но при чем здесь Петр I? Подвигу равен труд людей, которым довелось пос­ле изгнания гитлеровских гуннов из предместий Ленин­града подымать его дворцы из руин, возвращать им былую красоту.

На долю палешан выпало, пожалуй, одно из самых от­ветственных поручений в этом деле. Им предстояло вос­создать лаковый кабинет во дворце Петра I Монплезир на берегу Финского залива. Все 84 панно, уничтоженные фа­шистами!

 Когда книга уже находилась в производстве, был опубли­кован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении народному художнику СССР Н. М. Зиновьеву звания Героя Социа­листического Труда.

Написанные в манере китайской живописи, картины эти долгое время ошибочно приписывались кисти иностран­ных мастеров. Но стоило палешанам взять в руки их об­рывки, оказавшиеся в бывшем фашистском дзоте, чтобы сразу определить: почерк русский.

И чудо свершилось. Палех отлично вписался в лаковый кабинет Монплезира. Надо было обладать талантом, эру­дицией и тонким чутьем Николая Михайловича Зиновьева, руководившего этой работой, чтобы по одним фотоснимкам и обрывкам возродить Монплезир таким, каким он был в первозданном виде.

Оглавление