Приятного прочтения.
СЛОВО АЛЬБЕРТА РИСА ВИЛЬЯМСА
Зто был молодой стройный блондин, всегда ровного расположения духа, всегда готовый помочь. В совершенстве владел английским языком. У меня сохранилась фотография Николая Буренкова и Альберта Риса Вильямса, стоящих у здания редакции журнала «Огонек» на Тверском бульваре. Мы оба очень любили нашего друга.
— Из книги записей почетных посетителей Палеха, хранящейся там, видно, что в 1927 году и вы посетили его. Вы очень проникновенно отозвались о высоком мастерстве палешан. Помните?
— Посетить Палех было для меня как видеть перед моими глазами картину представления Московского Художественного театра.
Знакомство мое с 18-ю мастерами, из которых каждый является как бы типом, сошедшим со страниц русской истории. Восхищение мое гармонической и дружной жизнью мастеров, но еще- более их способностью к искусству. Драматический переход их искусства от иконописи царского времени к миниатюрной росписи коробок нового времени.
30 верст езды обратно в Шую, во время которой перед моими глазами в воспоминаниях мелькали образы и картины виденного: персидских лошадей на коробочках, греческих ликов, китайских драконов, бояр, казаков, красноармейцев и крестьян, а также воспоминания о гостеприимстве, оказанном мне, и воспоминания о выдающихся личностях — мастерах Палеха.
«Желаю вам успеха, мастера Палеха! Ваше искусство, которое раньше делало известной православную Россию, выходит теперь в мир на радость всему человечеству.
Люсита Сквайер».
— Скажите, пожалуйста, одновременно ли со своим супругом были вы в Палехе? Что напоминает вам о встречах с палешанами и произведениях их искусства?
— Альберт Рис Вильяме не хотел, чтобы семья отвлекала его от огромной любви и работы всей его жизни — Октябрьской революции. Ленин был для него образцом. Поэтому, когда Альберт Рис Вильяме в своей книге «Советы» описывал деятельность палехских мастеров и их быт (танцы в хороводах), он не стал останавливаться на том, что в Палехе мы вместе провели несколько дней и участвовали в празднествах палешан.
Я была крайне заинтересована работой палехских мастеров, которых мы знали, и я горжусь тем, что была одной из первых, обративших внимание ВОКСа на то, что на изумительных произведениях художников отсутствуют их личные автографы.
Между прочим, у меня сохранилась удивительная палехская брошь, которая изображает девушку-крестьянку за работой в золотом пшеничном поле. Она косит серпом пшеницу. На обратной стороне броши золотыми буквами написано: «На память Люсите Сквайер от палехской артели». На броши дата — 1927, 5/7, но подписи там нет. Вы можете поэтому понять, почему мне хотелось, чтобы эта прекрасная брошь имела бы подпись, так как это знаменитая художественная работа.
— Старейший мастер кисти, ныне народный художник, Николай Михайлович Зиновьев рассказывал мне, что по просьбе Альберта Риса Вильямса он с фотоснимка нарисовал портрет вашего сына Риса. Сохранился ли у вас портрет?
— Да, конечно. Дайте, пожалуйста, знать Николаю Зиновьеву в Палех: я очень рада тому, что он помнит Альберта Риса Вильямса. Палехская миниатюра, на которой он нарисовал нашего сына, сейчас недаром упрятана в сейфе банка в Бостоне, недосягаемая для грабителей, которые шныряют по городу.
Я, мой сын и его семья имеют несколько образцов сокровищ, созданных знаменитыми палехскими мастерами двадцатых годов. Они были нашими добрыми друзьями.
Да, в нашей стране помнят и ценят доброе отношение. У супругов Вильямсов было немало друзей в Советской России. Убедительные свидетельства этому — многочисленные встречи со свидетелями и документами, рассказавшими нам о маршрутах американского писателя по нашей стране.
В начале очерка мы обещали вернуться к книге Вильямса «Русская земля» в связи с поиском истории написания предисловия к этой книге.
Уже было сказано, что автором предисловия был Петр Ярков. Но в первом, нью-йоркском издании книги этого предисловия не было. Оно появилось только в 1929 году, в лондонском издании. Однако, чтобы написать эти несколько слов, потребовался немалый поиск. Он привел к доктору медицинских наук В. Ф. Маркеловой, внучке П. Г. Яркова.