Приятного прочтения.
«Я ВАС НИКОГДА НЕ ЗАБУДУ...»
Отрадное впечатление выносит Эррио и от знакомства с «Трехгорной мануфактурой». Полнокровно бьется пульс крупнейшего текстильного предприятия столицы. Обобщая свои наблюдения на «Динамо», «Трехгорке», а затем и на Путиловском заводе в Петрограде, Эррио приходит к выводу: последствия экономической разрухи велики, но мужество рабочих восхитительно...
«Правда», 10 октября 1922 г.
Побывал Эррио в гостях и у бойцов полка имени Кимрских рабочих, расположенного в районе Сухаревки.
Присутствуя на обычных учебных занятиях, он наблюдает, с какой сознательностью относятся солдаты к выполнению своего воинского долга, восхищается взаимным уважением друг к другу бойцов и офицеров.
— Советы преобразили военную среду,— засвидетельствует Эррио.— Несмотря на иерархические дистанции,повсюду соблюдаются искренние братские отношения.
А как устроен солдатский быт? Посетив батальонные клубы в казармах, Эррио видит столы, заваленные книгами и журналами. Общеполковая библиотека располагает 10-тысячным книжным фондом, каталогами. Мастерские для лепки. Оркестр. Театр. Небольшой музей естественной истории.
Трогательную заботу проявляют солдаты о детях, которых война лишила родителей. «Таким образом, казарма становится социально-воспитательной средой первостепенной важности»,— резюмирует Эррио свои впечатления от посещения бывшего полка донских гренадеров.
Маршруты первого путешествия Эдуарда Эррио в Страну Советов ведут в Третьяковскую галерею. Охваченный волнением, стоит он у картины «Иван Грозный и сын его Иван». И хотя он слышал о знаменитом хранилище произведений живописи много, но ничего подобного увидеть не ожидал. А ведь сколько чернил и бумаги извели борзописцы буржуазных газет Франции, чтобы опорочить отношение Советского государства к искусству!
Посетив Третьяковскую галерею, Эррио получает возможность убедиться, что за время революции не пострадала ни одна картина.
Уже тогда иностранцев поражало число посетителей Третьяковской галереи.
— Во всех залах много народу,— будет по возвращении к себе на родину рассказывать Эррио.— Молодые,
114
плохо одетые люди, в истоптанной обуви, медленно проходят с каталогом в руках перед портретом молодого Гоголя, перед изображением Екатерины. Время от времени они объединяются в группы по 3—4 человека и начинают комментировать виденное,..
Та же картина п в Музее западной живописи, и в театре. В Большом театре Эррио смотрит балет «Лебединое озеро» it слушает оперу «Кармен». Он в восторге от обоих спектаклей. Внимательно разглядывает публику. Замечает, в частности, что места в некоторых -официальных ложах заняты рабочими п студентами, приходящими на спектакли целымп группами.
В этот первый приезд Эдуард Эррио воспользовался возможностью посетить Нижегородскую ярмарку. Знаменитое в свое время всероссийское торжище летом 1922 года переживало свое второе рождение. Здесь особенно отличились вчерашние изготовители оружия п боеприпасов: они дебютируют теперь со своей новой продукцией — катерами собственного производства. Магазины военного ведомства торгуют охотничьим снаряжением — двустволками и патронташами.
«Нижегородка», как называют эту знаменитую ярмарку в просторечье,— это восемнадцать торговых корпусов. И везде идет бойкая торговля: зерном и мануфактурой, одеждой п обувью, листовым железом и галантереей, мехом и пушниной, сахаром н табаком, восточными сладостями и сушеными фруктами.
Как пошли наши ребята В Нижний Новгород гулять, В Нижний Новгород гулять Да товаром щегояять...
Более девятисот фирм участвуют в этом экономическом смотре. Заключаются сотни сделок. Общин оборот достиг 60 триллионов рублей.
Для начинающих «красных купцов» ярмарка была ответственнейшим экзаменом — не объегорил бы нэпман. Во главе же ее стоял уже искушенный в коммерческих делах Сергей Васильевич Малышев. Происходил «красный первой гильдии купец» из среды профессиональных революционеров.