Приятного прочтения.

«Я ВАС НИКОГДА НЕ ЗАБУДУ...»

Отрадное впечатление выносит Эррио и от знакомства с «Трехгорной мануфактурой». Полнокровно бьется пульс крупнейшего текстильного предприятия столицы. Обоб­щая свои наблюдения на «Динамо», «Трехгорке», а затем и на Путиловском заводе в Петрограде, Эррио приходит к выводу: последствия экономической разрухи велики, но мужество рабочих восхитительно...

«Правда», 10 октября 1922 г.

Побывал Эррио в гостях и у бойцов полка имени Кимр­ских рабочих, расположенного в районе Сухаревки.

Присутствуя на обычных учебных занятиях, он наб­людает, с какой сознательностью относятся солдаты к вы­полнению своего воинского долга, восхищается взаимным уважением друг к другу бойцов и офицеров.

—            Советы преобразили военную среду,— засвидетель­ствует Эррио.— Несмотря на иерархические дистанции,повсюду соблюдаются искренние братские отношения.

А как устроен солдатский быт? Посетив батальонные клубы в казармах, Эррио видит столы, заваленные кни­гами и журналами. Общеполковая библиотека располагает 10-тысячным книжным фондом, каталогами. Мастерские для лепки. Оркестр. Театр. Небольшой музей естественной истории.

Трогательную заботу проявляют солдаты о детях, ко­торых война лишила родителей. «Таким образом, казарма становится социально-воспитательной средой первосте­пенной важности»,— резюмирует Эррио свои впечатления от посещения бывшего полка донских гренадеров.

Маршруты первого путешествия Эдуарда Эррио в Страну Советов ведут в Третьяковскую галерею. Охвачен­ный волнением, стоит он у картины «Иван Грозный и сын его Иван». И хотя он слышал о знаменитом хранилище произведений живописи много, но ничего подобного уви­деть не ожидал. А ведь сколько чернил и бумаги извели борзописцы буржуазных газет Франции, чтобы опорочить отношение Советского государства к искусству!

Посетив Третьяковскую галерею, Эррио получает воз­можность убедиться, что за время революции не постра­дала ни одна картина.

Уже тогда иностранцев поражало число посетителей Третьяковской галереи.

—            Во всех залах много народу,— будет по возвраще­нии к себе   на родину   рассказывать   Эррио.— Молодые,

114

плохо одетые люди, в истоптанной обуви, медленно про­ходят с каталогом в руках перед портретом молодого Го­голя, перед изображением Екатерины. Время от времени они объединяются в группы по 3—4 человека и начинают комментировать виденное,..

Та же картина п в Музее западной живописи, и в те­атре. В Большом театре Эррио смотрит балет «Лебединое озеро» it слушает оперу «Кармен». Он в восторге от обоих спектаклей. Внимательно разглядывает публику. Замеча­ет, в частности, что места в некоторых -официальных ло­жах заняты рабочими п студентами, приходящими на спектакли целымп группами.

В этот первый приезд Эдуард Эррио воспользовался возможностью посетить Нижегородскую ярмарку. Знаме­нитое в свое время всероссийское торжище летом 1922 го­да переживало свое второе рождение. Здесь особенно от­личились вчерашние изготовители оружия п боеприпасов: они дебютируют теперь со своей новой продукцией — ка­терами собственного производства. Магазины военного ведомства торгуют охотничьим снаряжением — двуствол­ками и патронташами.

«Нижегородка», как называют эту знаменитую ярмар­ку в просторечье,— это восемнадцать торговых корпусов. И везде идет бойкая торговля: зерном и мануфактурой, одеждой п обувью, листовым железом и галантереей, ме­хом и пушниной, сахаром н табаком, восточными сладо­стями и сушеными фруктами.

Как пошли наши ребята В Нижний Новгород гулять, В Нижний Новгород гулять Да товаром щегояять...

Более девятисот фирм участвуют в этом экономиче­ском смотре. Заключаются сотни сделок. Общин оборот достиг 60 триллионов рублей.


Для начинающих «красных купцов» ярмарка была от­ветственнейшим экзаменом — не объегорил бы нэпман. Во главе же ее стоял уже искушенный в коммерческих делах Сергей Васильевич Малышев. Происходил «красный пер­вой гильдии купец» из среды профессиональных револю­ционеров.

Оглавление