Приятного прочтения.

МОЛОДОСТЬ РОССИИ

Он сказал о значении и величии России, которой предстоит большое будущее.

Гостя приветствовали Корней Чуковский, Александр Грин, Виктор Шкловский. Со словами искреннего уваже­ния к нему обратился (на английском языке)секретарь Академии наук Сергей Федорович Ольденбург.

Припомнил Всеволод Александрович и эпизод о том, как Герберт Уэллс в одно из посещений Дома ученых заин­тересовался библиотечным фондом. В тот день в Дом уче­ных поступила литература из других библиотек. Герберт Уэллс внимательно посмотрел и заметил:

                  Это все хорошо. Но я не вижу английских книг.

                  Так помогите молодой республике,— улыбнулся Максим Горький.

—            Известно, что Уэллс не забыл этой просьбы...Дома   Всеволод   Александрович   показал   упомянутую

им в рассказе фотографию. На ней Герберт Уэллс и Мак­сим Горький в рабочем кабинете Алексея Максимовича на его квартире. Оба в хорошем, дружеском расположе­нии...

С каждым днем Уэллс все явственнее ощущал обста­новку, в которой жила новая Россия, Петроград. Со всей суровостью и неумолимостью заявляла о себе война, тя­желое наследие насквозь прогнившей Российской импе­рии.

Герберт Уэллс дает точный анализ причин неизбежного краха царизма

«...Чудовищно бездарный царизм стал окончательно не­выносимым. Он разорил страну, потерял контроль над ар­мией и доверие всего населения. Его полицейский строй выродился в режим насилия и разбоя. Падение царизма было неизбежно...

Не коммунизм, а европейский империализм втянул эту огромную, расшатанную, обанкротившуюся империю в ше­стилетнюю изнурительную войну...»

Результаты этой войны писатель обобщит в своей кни­ге в главах с удручающими названиями «Гибнущий Пет­роград», «Потоп и спасательные станции». Но в той же книге будет и оптимистическая глава — «Созидательная работа в России».

И в ней, отдавая должное титаническим усилиям боль­шевиков, Герберт Уэллс напишет: «Перед лицом величай­ших трудностей они стараются построить на обломках про­шлого новую Россию».

Рождение нового, советского. В чем же оно видится Герберту Уэллсу?

Его радуют успехи народного просвещения. В основу своего наблюдения он кладет обстоятельное знакомство с одной из петроградских школ.

«Побывав на уроках, я убедился в том, что обучение по­ставлено превосходно,— расскажет он.— Большинство учителей — женщины средних лет; они производят впе­чатление опытных педагогов. Я выбрал урок геометрии, так как он излагается универсальным языком чертежей на доске. Мне показали также массу отличных чертежей и макетов, сделанных учениками. Школа располагает боль­шим количеством наглядных пособий; из них мне особенно понравилась хорошо подобранная серия пейзажей для пре­подавания географии. Там есть также много химических и физических приборов, и они, несомненно, хорошо исполь­зуются. Я видел, как готовили обед для детей,—в Совет­ской России дети питаются в школе; он был вкусно сварен из продуктов гораздо лучшего качества, чем обед, который мы видели в районной кухне».

Дышит новым, советским и Петроград театральный. Более сорока представлений дают здесь ежедневно. Не­сколько спектаклей посещает и Герберт Уэллс. Наслажда­ется искусством Федора Шаляпина в «Севильском цирюль­нике» и «Хованщине». Восторгается актерским мастерст­вом Николая Монахова и Марии Андреевой, создавших об­разы Яго и Дездемоны в шекспировском «Отелло».

Герберт Уэллс видит в театральных залах совсем иную публику — не блестящие мундиры и декольтированных дам. В партере и ложах теперь простые люди. Хоть и скромно одетые, но внимательные, добродушные, вежли­вые. Рабочие, красноармейцы, школьники.

Герберту Уэллсу интересно все. Он едет в один из до­мов отдыха для рабочих Петрограда на Каменном острове.

Хочется предварить уэллсовские высказывания о нем выдержкой из рабочего письма, которое встречается в од­ном из сентябрьских номеров «Бедноты» за 1920 год.

«Каменный остров — это один из тех знаменитых ост­ровов под Питером, куда богатые ездили развлекаться,— писала газета «Беднота».— Роскошные особняки оглаша­лись цыганским пением, тут шел кутеж и разгул безза­стенчивый.

Оглавление