Приятного прочтения.
«ВЫ СОВЕРШИЛИ ЧУДО»
лосый, медлительный в движениях, и, по-видимому, не только от усталости и слабости, с тонкими смуглыми руками,' мягкими и нежными, в своей полусвященнической одежде он сидит среди нас, слушает наши приветствия с полузакрытыми глазами...—- описывал эту встречу в «Известиях» один из ее участников.— Он хочет знать и признателен за все, что мы рассказываем ему. Ему бы хотелось знать все о нашей жизни, о нашей литературе, о нашем культурном строительстве. Одно только останавливает его: сил уже не так много.
Этот удивительный гость из далекой страны преодолел свои годы, свою стариковскую слабость, огромные расстояния, трудности пути и приехал к нам затем, чтобы узнать, собственными глазами увидеть, как складывается новый человек в новых, еще небывалых в мире условиях...»
Рабиндранат Тагор давно интересовался организацией воспитания в- СССР. Познакомившись с нашей практикой только по литературным источникам, он писал: «Преклоняюсь перед вашей системой воспитания». Теперь он приехал, чтобы убедиться, как велики свершения в Стране Советов, где расцветают все национальные культуры.
Кроме писателей на приеме, устроенном в честь Рабин-драната Тагора,—ученые, общественные деятели. Тема беседы — формирование нового человека в стране строящегося социализма.
Тагор с восхищением отзывается о торжестве идеи народного просвещения в СССР. Говорит о том, что она явится нашим бессмертным даром человечеству:
— ...Ваши люди живут полной жизнью, вследствие чего их ум надлежащим образом подготовлен к восприятию просвещения во всех его различных аспектах, а не только к восприятию чисто научных знаний1.
1 «Рабиндранат Тагор — друг Советского Союза. Сборник документов и материалов», стр. 48.
Время в Москве расписано у Рабиндраната Тагора по часам и минутам.
Встреча с делегацией студенчества и профессуры высших учебных заведений столицы. Встреча с известными советскими искусствоведами.
Перед ними Тагор предстанет и как первоклассный живописец. Недаром он писал об узлечении живописью: «Утро моей жизни было наполнено мелодиями песен, так пусть же закат ее окрасится всеми цветами радуги».
Двести своих картин привез Тагор в Москву. Он говорит, что с их помощью рассчитывает преодолеть языковой барьер.
Выставка живописных работ Тагора открывается в Музее нового западного искусства. На ее открытии присутствует и их автор. Тонкие ценители искусства отмечают в его картинах дух молодости. Они чем-то напоминают работы Врубеля.
«Тагор был очень красив, с его серебряными волнами волос, с четким профилем, в котором было нечто «орлиное» и ничего чересчур властного, настойчивого, хищного,— вспоминал член-корреспондент Академии наук СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР А. А. Сидоров.— Красота облика Тагора — и внешняя, и, быть может, еще более внутренняя — уверенная и ясная. Застенчивость в нем сочеталась с достоинством. Одетый в длинное серое национальное одеяние, наш друг почти неподвижно сидел в кресле и охотно через своих переводчиков (его окружала целая группа молодых людей европейского обличия) отвечал на наши вопросы, глядя на свои произведения, как казалось, полукритически».
Человек большого ума, наблюдательный и дальновидный, Рабиндранат Тагор усматривает в потоке посетителей, хлынувшем на его выставку, типическое явление советской действительности: культура вошла в быт великого народа.
«Картины, конечно, необычные,— пишет он на родину о его московской выставке.— Необычные не только для иностранца, но и для соотечественника. И все же людей — нескончаемые толпы. За несколько дней выставку посетило пять тысяч человек»
Страна, где труд и искусство рядом идут. Такое же впечатление производит на Рабиндраната Тагора посещение спектаклей в московских театрах.
«Очень трудно достать билет на хороший балет или в оперу в огромный красивый театр, построенный еще в царские времена,— сообщает он своим родным.— Мир знает очень мало таких мастеров танца, какие есть у них. В старые времена всем этим наслаждались только знатные вельможи. Тогда в театрах не было места тем, кто был разут, раздет, голоден, кто жил в постоянном страхе перед богом и людьми, кто для-своего спасения отдавал попам все, что имел, кто унижался в пыли у ног господ. А сейчас весь театр заполнен ими.
Я был в театре, когда там шла пьеса Толстого «Воскресение»... Зрители смотрели на сцену с глубоким вниманием. Вряд ли крестьяне и рабочие англосаксонской расы могли бы до поздней ночи вот так молчаливо и спокойно наслаждаться этим. О нас и говорить нечего».