Приятного прочтения.

ДЛЯ УТВЕРЖДЕНИЯ МИРА И СОТРУДНИЧЕСТВА

Ваша страна имеет громадные возможности превратиться в богатую и мощную страну с промышленностью, поставленной па большую техническую высоту.

ХЫО КУПЕР

Американец Хыо Л. Купер впервые появился в нашей стране осенью 1926 года. Шел ему тогда седьмой десяток. Что же привело этого извест­ного в Америке и других странах строителя гидроэлектро­станций в СССР?

Вернемся на несколько месяцев назад. Весной того же года представительная техническая комиссия, возглавляе­мая профессором Иваном Гавриловичем Александровым, выехала в США. Она везла с собой проект Днепрогэса.

Строительство гидростанции на Днепре, самой крупной в мире, было предусмотрено еще в ленинском плане ГОЭЛРО. Покоренный Днепр был призван работать на социализм. Великую реку протяжением в две тысячи кило­метров предстояло сделать от начала до конца судоходной.

Его второе заключение также совпадает с мнением авторов проекта гидростанции.

—            Лучшего искать нельзя. Место прекрасно,— говорит Купер, «прощупав» собственными глазами всю зону влия­ния будущего энергетического гиганта.— Геологические и гидрологические условия для постройки более чем хо­роши1.

Купер присутствует на заседании, на котором обсуж­дается проект И. Г. Александрова и его коллег.

—            Наши ин яченеры не нашли никаких ошибок в ра­боте вашей комиссии по Днепрострою,— говорит амери­канский гидростроитель.— Расчеты, планы и чертежи, ко­торые были привезены вашей комиссией в Америку,являются лучшими из всех расчетов и чертежей, которые я когда-либо видел.

Во время проверки этих расчетов на месте мы убеди­лись в их абсолютной правильности.

Я считаю, что сооружение Днепровской гидростанции имеет величайшее значение для Украины. Эта электро­станция будет одной из сильнейших в мире и самой мощ­ной в Европе. Если в дополнение к колоссальной и деше­вой энергии Украина будет иметь еще дешевый водный путь по Днепру, то это явится стимулом к быстрому раз­витию украинской промышленности2.

Таковы впечатления главы американской гидротехни­ческой фирмы от того, что он видел у нас. Ими он делится в публичном выступлении перед крупнейшими промышленниками.

Деловые круги США заинтересованы: уж больно застенчива перспектива получения крупных заказов из Соскоп России.

Однако вот так, сразу выразить свои симпатии к ней?.

                  Мистер Купер, в следующий раз вы вернетес СССР с пионерским галстуком,— острит один из амери­канских миллионеров.— Какой смысл вам, мистер Купер, укреплять промышленность СССР, помогать большеви­кам? Разве вас интересуют четыре с половиной процента, которые вы будете получать за консультацию?

                  Вы правы, я богат,— ответил Купер.— Деньги меня не интересуют, ведь я стар. Но у меня есть дело, у меня есть фирма. Большевики затевают строительство, каких не много в мире, и я хочу, чтобы моя фирма приняла учас­тие в предприятии, которое будет знаменитым '.

«Постройка этой для того времени величайшей в мире. гидростанции началась, когда строители СССР не имели еще достаточного опыта в сооружении таких крупных гид­ротехнических станций,— отмечал академик Б. Е. Ведене­ев.— ...После решения правительства осуществить строи­тельство Днепровской гидростанции под руководством со­ветских специалистов, но с иностранной консультацией, полковник X. Л. Купер был приглашен консультантом на строительство Днепровской гидростанции и оставался им до самого пуска станции.

Полковник X. Л. Купер способствовал быстрому и ка­чественному исполнению работ Днепростроя. Основные методы производства работ были приняты по его рекомен­дации. Он много способствовал размещению заказов в США на турбины и электрическое оборудование. Он дал чертежи для всех основных сооружений Днепростроя, кото­рые очень помогли нашим проектировщикам в разработке детальных рабочих чертежей» 2.

Фирма Купера готова была взять на себя все техничес­кое руководство Днепростроем. Но у нас уже были собст­венные     одаренные     кадры     энергетиков-организаторов, и среди них — Александр Васильевич Винтер, построив­ший мощную Шатурскую торфяную станцию, и Борис Ев­геньевич Веденеев, возглавлявший техническое руковод­ство Волховстроем.

Оглавление