Приятного прочтения.

«ВЕРЮ В ВЕЛИКУЮ БУДУЩНОСТЬ РОССИИ»

Резко критикует лживую капиталистиче­скую пропаганду.

Женева. Фритьоф Нансен, делегат норвежского прави­тельства, на трибуне Совета Лиги Наций.

«...Восстановление международной торговли прежде всего зависит от возрождения экономической жизни в Рос­сии,— говорит оратор...— Необходимо, чтобы Россия вер­нулась к экономической жизни, тогда снова потекут богат­ства из закупоренных источников».

Все это в устах Нансена — аргументы веские, убеди­тельные в пользу помощи голодающим в России. Аргумен­ты, экономическое значение которых трудно переоценить и оспорить.

«Речь Нансена, пропитанная горячими симпатиями к русскому народу, возбудила всеобщее внимание»,—гласи­ло одно из сообщений зарубежной прессы.

Преодолеть безграничную жестокость, своекорыстие и бездушие правящих классов капиталистических стран Нансену не удается.


Вот его свидетельство возрождения пришедшей в упа­док экономики:

«После изучения различных областей хозяйственной жизни России приходишь к выводу, что эта огромная страна перенесла тяжелую болезнь и только теперь вста­ет на ноги. До 1914 года социальная жизнь России была нездоровой, а царизм был ненормальной формой правле­ния... Война ухудшила состояние и без того больного орга­низма страны... И только затем последовало выздоровле­ние...»

Один из представителей прогрессивной мировой интел­лигенции, Фритьоф Нансен говорит о перспективах раз­вития наших духовных сил, рожденных Октябрем:

«Русская культура еще не раскрылась полностью. Ее расцвет принадлежит будущему. Долгое время при Ро­мановых официальная культура в России не была ни рус­ской, ни самобытной. Ее шедевром является Петербург, бывшая резиденция царя,— город, построенный целиком по европейскому образцу.

И только увидев Москву со стенами и башнями Крем­ля, начинаешь понимать, что перед тобой открывается дру­гая культура мира. Это больше не Европа, но это и не Вос­ток: это — Россия».

Мир, и только мир,— в замыслах и делах строителей новой жизни. Нансен опирается в своих выводах на факты общеизвестные и заслуживающие всеобщего доверия.

«Пора понять, что Россия является непреложным фак­тором в мировом прогрессе... Русскому народу принадле­жит великое будущее, и то, что он призван выполнить великую миссию как в жизни Европы, так и в жизни на­родов всего мира, не подлежит никакому сомнению».

Россия — центр духовного обновления мира. Есть в ее братском союзе народов и республика, на которую с вожделением смотрят рассеянные по всему миру армяне. Со­ветская Армения.

Помочь переселиться туда из Турции, Греции и дру­гих стран армянам-беженцам — такова цель новой общест­венной миссии, с которой Нансен приезжает к нам летом 1925 года.

• Маршрут по советской земле начинается с Батума и через столицу Советской Грузии ведет в Армению. Оста­новками в пути Нансен пользуется для знакомства в бота­нических садах с закавказской флорой я постановкой на­учных исследований в Тифлисской обсерватории.

Правительство Армении уже наметило пункты для при­ема армян-беженцев. Нансен направляется в эти районы. Он горит желанием добиться международной помощи де­сяткам тысяч армян-беженцев, лелеющим мечту о возвра­щении на родину. Естественно, при таких широких мас­штабах потребуются большие затраты на оросительные работы и строительство новых поселков. Как же не прийти на помощь!

Посещение Нансеном долины Арарата совпадает с от­крытием там Ширакского канала. Председатель Ленина-канского уездного исполкома приглашает его принять уча­стие в этом событии.

— Такое большое торжество, как открытие Ширак­ского канала, мы посетим с удовольствием,— отвечает гость и за себя и за своих спутников-экспертов.

Нансен очень интересуется возможностью искусствен­ного орошения Сердарабадской степи. Пройдет меньше го­да, и пятнадцать верст Сердарабадского канала будут го­товы. Он оросит 25 тысяч десятин хлопковых земель. За ним принесут живительную влагу в степи Армении и дру­гие каналы.

...Нансен в государственном университете Армении. Ос­матривает лаборатории и библиотеки. Живо интересуется бытом армянского студенчества.

 

—            Поистине надо удивляться той любви, которую про­являет армянский народ к своей культуре,— говорит гость,отвечая па приветствие ректора.— Я приехал в Армению,чтобы помочь живущим вдали от родины армянам пересе­литься сюда.

123[4]5
Оглавление