Приятного прочтения.
СТРАНА ЕГО СЕРДЦА
Советскую Россию, страну своего сердца, писатель видит и в своих новых творческих замыслах. Он намерен посетить ряд рабочих коллективов, просит губернский Совет профессиональных союзов организовать ему встречи с московскими рабочими. Председатель Совета Мелыга-чанский пригласил сотрудницу профсоюзного аппарата Софью Павлову, познакомил ее с писателем:
— Ты часто бываешь на предприятиях, Джон Рид будет ходить с тобой...
Автор «Десяти дней» и его гид, каждый день меряя пешие версты, идут то на одну, то на другую рабочую окраину.
Историки завода имени Владимира Ильича и «Трехгорки» могут еще найти следы посещения Джоном Ридом цехов этих предприятий. Бывал он у московских обувщиков и швейников, типографов и железнодорожников.
«Рид видел, как голодные, с ввалившимися глазами и запавшими щеками, в рваной одежде и обуви, рабочие отдавали все свои силы для победы над буржуазными армиями,— вспоминала G. Павлова... Мы заходили в столовые. Нам подавали мутную похлебку, которую прозвали «суп лови круп», но поймать хотя бы одну крупинку билотрудно. На второе обычно приносили вареную воблу с чечевицей или мороженой картошкой. Это блюдо рабочие прозвали «карие глазки» за выпученные глаза в голове маленькой рыбки... Такой обед был почти во всех столовых».
Вечерами Джон Рид наблюдает московских рабочих за их духовными увлечениями, посещает фабрично-заводские клубы. Рабочие обнаруживают свои дарования в самых различных видах искусства: театральном и живописи, хоровом и скульптуре.
«Гордятся собственными художниками, поэтами и пр.,— записывает Джон Рид свои впечатления от этих посещений.—...Образцы скульптуры, живописи и гравюры очень интересны. Персонажи из своей, пролетарской среды».
В свой писательский блокнот Джон Рид переписывает краткий типовой учебный план рабфаков.
Идет еще одна военная и небывало лютая зима.
«Сейчас в местах заготовок собрано хлеба вполне до-
статочно для того, чтобы накормить голодных рабочих Питера и Москвы,— говорит Ленин с трибуны VII Всероссийского съезда Советов.— А пройдитесь по рабочим кварталам Москвы и вы увидите страшный холод, страшные бедствия, которые сейчас обострились из-за вопроса о топливе».
Этот ленинский доклад слушал и Джон Рид. Он бывает всюду: и в рабочих кварталах, и в мастерских, где при «ужасающем холоде» творят самородки — ваятели, живописцы, граверы, и в кабинетах народных комиссаров.
«Некоторые дома совершенно не отапливались всю зиму,— напишет он о том, что ощутил на самом себе.— ...Электрический свет подавался с перебоями, несколько недель в Москве вообще не горели уличные фонари, а трамваи еле ползали, пока совсем не остановились. Чичерин отморозил себе руки в Народном комиссариате иностранных дел, а Красин работал в комнате с выбитым окном, закутавшись в шубу, в шапке и варежках...»
Этим своим вторым приездом в Советскую Россию Джон Рид решает воспользоваться и для поездок в провинцию. Его внимание привлекает Серпухов — крупный центр текстильной промышленности.
Чем же живет этот город?
Перелистаем номера местной газеты «Коммунист» конца 1919 года.
Боевые политические кампании. Красноармейская партийная неделя. Митинги. Собрания. Лекции.
Газета призывает: «Красноармеец! Твое место в рядах Коммунистической партии, создавшей красные полки пролетариата!..»
Топливная неделя. Обращения и объявления: «Товарищ рабочий, если есть у тебя пила, или топор, или колун, неси его — и тем самым ты окажешь и Советской Республике, и самому себе великую помощь!.. Сегодня состоится коммунистический субботник».
На все время работ члены и кандидаты РКП (большевиков) Серпуховского района, члены организации Союза коммунистической молодежи и женской организации считаются мобилизованными.
«...Явиться на сборный пункт... в 9 час. утра, откуда будут направлены по месту назначения для производства работ по заготовке топлива...»
На борьбу с ледяной смертью — топливным холодом! На штурм крепости царя-холода!
«Только сообща, дружно, единым натиском мы поборем грозную опасность замерзания,— пишет в передовой статье «Коммунист».— Сегодня в Серпухове — в первый день топливной недели — всюду гремят топоры и пилы коммунистических воскресников. И каждый сознательный рабочий, крестьянин, красноармеец должен примкнуть к участникам, весело работающим на воскресниках...»
Из местной хроники.