Приятного прочтения.
СТРАНА НАДЕЖД
Еще одна встреча Бернарда Шоу — с ленинградскими кинематографистами на съемках фильма «Ленин». Его просят сказать свое слово о Владимире Ильиче, которое будет воспроизведено на экране.
— Боюсь, что Шоу-оратор может ненароком испортить репутацию Шоу-писателя...— шутливо замечает он.
Шоу говорит о Ленине проникновенно, страстно, связывая с ленинским именем чаяния всего прогрессивного человечества:
— Во всех странах Ленин произвел такое же впечатление, как в России. Он был только человеком, но челове-
ком, превосходящим всех других, человеком, которого можно поставить в один ряд лишь с немногими, но и в ряду этих немногих он на голову выше остальных. Если опыт Ленина — опыт социализма — не удастся, то современная цивилизация погибнет, как погибло уже много цивилизаций в прошлом'.
Оратор Бернард Шоу не подвел Шоу-писателя. Он и сам остался доволен этим выступлением в ленинградской киностудии. В письмах жене он упоминает о «совсем хорошенькой маленькой интермедии, настолько хорошей, что Луначарский был совершенно воодушевлен...».
После Ленинграда — снова Москва. Бернард Шоу встречается с видными политическими, государственными и общественными деятелями, выдающимися представителями советской литературы и искусства.
О визите Шоу к Н. К. Крупской вспоминает бывший секретарь Надежды Константиновны В. С. Дридзо.
Перед выходным днем в служебном кабинете Крупской раздался телефонный звонок народного комиссара иностранных дел М. М. Литвинова. Он передал просьбу Бернарда Шоу принять его.
Встреча состоялась в Горках. Бернард Шоу делился с Крупской впечатлениями о виденном в СССР, восхищался торжеством дела, которому посвятил всю свою жизнь Ленин. Беседа была живой, непринужденной.
...Шоу и театр — понятия неразделимые. Поэтому так естественно желание гостя увидеть К. С. Станиславского.
— Вот самый красивый человек на земном шаре,— говорит Шоу, приветствуя Константина Сергеевича.
Газетная хроника зафиксировала присутствие великого драматурга в Московском Камерном театре на спектакле «Опера нищих». Публика встретила его горячими аплодисментами. Над сценой на красном стяге надпись:
«Блестящему мастеру Бернарду Шоу — горячий привет на советской земле». На сцену выходит вся труппа. Главный режиссер и художественный руководитель театра А. Я. Таиров произносит приветственную речь. Почетному гостю вручают папку с фотографиями сцен из спектакля «Святая Иоанна» Бернарда Шоу.
«Я был очень огорчен тем, что не имел возможности показать Вам самый спектакль,— напишет А.'Я. Таиров позднее Бернарду Шоу.—...Он послужил бы нашим оправданием лучше, чем любые слова. Вы сами знаете, что официозные журналисты не брезгают пользоваться фальшивками и печатают в английских журналах не подлинные фото, а специально заготовленные монтажй, соответствующие их высоким представлениям об истине и искусстве...» >
Чтобы понять, о чем идет речь, расскажем, что предшествовало появлению Б. Шоу в Камерном театре.
Исполнявшая роль Иоанны в пьесе Б. Шоу Алиса Ко-онен рассказывает об этом в книге своих воспоминаний.
«Как-то, когда Александр Яковлевич после репетиций зашел домой (Таиров был ее мужем.— Ю. Ю.), из театра прибежал курьер и сказал, что приехал какой-то иностранец, старик, и с ним женщина в грузинской папахе, старик говорит непонятно, но ясно, что сердится и требует Александра Яковлевича. Твердит: «Таиров, Таиров». Александр Яковлевич, так и не успев пообедать, побежал в театр.'
...Оказалось, что Шоу приехал в театр прямо с поезда, не заехав в отель, чтобы выразить Таирову свое возмущение непозволительной трактовкой «Святой Иоанны» в Камерном театре. Тут он вынул из кармана газетный лист с фотографией, на которой была изображена я в гриме и костюме Иоанны, сидящая на коленях у Дофина. (Эту воль играл В. Соколов.) Подпись ппизу гласила: «Вот как большевистский театр интерпретирует «Святую Иоанну». Пока. Александр Яковлевич в полном недоумении рассматривал .снимок, Шоу произносил гневный монолог, вопрошая, как мог Таиров дойти до подобного шутовства. .Сообразив наконец, в чем дело, Александр Яковлевич достал альбом с фотографиями спектакля и положил на стол два снимка. На одном сидела Иоанна — на табурете,, на другом Дофин — на своем троне. Ловкие газетчики в расчете на сенсацию явно смонтировали оба снимка/ посадив меня на колени к Дофину.
Шоу разразился громким хохотом:
— Вот жулики! Мерзавцы! Видели ли вы больших жуликов, чем газетчики?!..